ГлавнаяКнигиСтатьиКонтакты
 

 

 

Ильясов Ф. Н. Причины и типология этнических конфликтов

// Социальные исследования. 2017. №2. С. 20-33.

Скачать PDF 

 

Фархад Назипович Ильясов *  - независимый исследователь, кандидат философских наук по специальности «прикладная социология»

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется причины и типы этнических конфликтов. Этническое поведение определяется как  поведение членов этно-группы, направленное на сохранение, увеличение ее ресурсов и на получение ресурсов от этой группы. Национализм этно-группы это специфическая установка – система представлений, настроений и действий членов этно-группы, направленная на сохранение или увеличение ресурсов этой группы, в том числе и за счет перераспределения некоторых ресурсов в пользу своей группы. Этническая социализация – это процесс включения индивида в систему межэтнических отношений и групп. Описывается типология межэтнического поведения и конфликтов по основанию ресурсного поведения.

Ключевые слова: социология  этнических отношений; этническая социализация, этнический национализм; этнический конфликт

Прохождение статьи: Поступила: 21.07.2017. Принята: 14.08.2017. Опубликована онлайн: 28.08.2017

 

1. Введение

«Изучение расовых и этнических отношений в социологии, - отмечает Франк Вилсон, - было важной проблемой на протяжении всего двадцатого века и есть признаки, свидетельствующие о сохраняющейся значимости этого вопроса и в двадцать первом веке» [Wilson, 2006: 237]. Социология расовых и этнических отношений (социология этнического и расового поведения, этническая социология, этносоциология) изучает поведение и взаимодействие этнических и расовых групп. Соответственно, объектом исследования в социологии этнических отношений являются этнические группы, а предметом исследования – особенности поведения этих групп. О различных концептах и исследованиях в сфере социологии расовых и этнических отношений, см., например: [Арутюнян и др. 1999; Денисова и др., 2000; Wilson, 2006; Handbook of the Sociology…, 2007].  

При описании обсуждаемой темы определенную сложность создает различное истолкование понятия нации в российских публикациях. Здесь можно выделить два основных понимания: а) население страны, б) этническая группа. Иногда в одном и том же тексте понятие нации используется в двух указанных смыслах, что затрудняет восприятие. Пытаясь разграничить указанные истолкования, авторы, для описания нации как населения страны, вводят понятие «геополитическая нация», используя термины: «территориальная нация», «гражданская нация», «политическая нация», «государственная общность» и т.д. Этно-группа в публикациях может истолковываться как «генетико-социальное» понятие – «генеалогическая нация».

Возможно использование понятий «территориальная» и «генеалогическая» нация является избыточным. Представляется более позитивным подход, в значительной мере сложившийся в западной литературе, рамках которого под нацией понимается совокупность граждан страны, а в отношении этнической группы используются слова «этнос», «этническая группа».


2. Этническая группа и этническое поведение


Этническая группа является частным случаем группы, она обладает общими характеристиками, свойственными феномену группы. Описание общих свойств групп и процессов группообразования, см., например: [Ильясов, 2016]. Как представляется, основным фактором, формирующим и поддерживающим феномен этно-группы, является этническая самоидентификация – восприятие членами группы себя как единой группы, отличной от других «по этническому основанию», наполненность которого может отличаться у разных этно-групп. В самом простом случае под этносом может пониматься группа лиц, воспринимающих себя как общность лишь по признакам сходной внешности и предполагаемого генетического («кровного») родства
1 .

Различные признаки этно-общности зачастую служат основой группового этнического сознания – совокупности знаний и представлений об этно-группе. Сюда могут входить представления о «природной исключительности группы», этнических особенностях характера, культуры, обрядов и религии, мифологии и истории этноса, а также язык, мотивы консолидации, и т.д.

Этническая группа может обладать свойствами и реальной, и номинальной группы. Она является реальной группой в случае, если поведение ее членов скоординировано и направлено на сохранение и увеличение совокупных ресурсов группы. Если же поведение членов этно-группы не скоординировано и не направлено на увеличение ресурсов группы, то такая этно-группа является номинальной. Понятно, нередко этнос в обсуждаемом отношении разделен на две части, одна часть членов этно-группы образует реальную группу, а другая – номинальную. Удельный вес реальной группы в общей массе этноса зависит от степени его мобилизованности, сплоченности.


Этническое поведениеэто поведение членов этно-группы, направленное на сохранение, увеличение ее ресурсов и на получение ресурсов от этой группы. Этнические особенности поведения это различные виды социального поведения – трудового, брачного, религиозного и т.д., обусловленные этнической принадлежностью. То есть это типичное, особенное для определенной этно-группы поведение, связанное с реализацией различных групповых – трудовых, бытовых, брачных, религиозных и других норм поведения. Например, если социология религии изучает общие закономерности религиозного поведения, то этносоциология исследует особенности религиозного поведения этно-групп.

Ведущим фактором мобилизации, сплочения этноса является представление «мобилизованного» члена этно-группы о том, что в рамках этно-группы, за счет коллективных усилий и корпоративной солидарности, он сможет увеличить объем своих индивидуальных ресурсов. Уровень мобилизованности этноса может быть выше в социуме с повышенной межэтнической конкуренцией, в том числе в условиях дискриминации.

Сплоченность этноса проявляется: в преобладающей идентификации с этносом, его религией и историей; в более активном общении с представителями своего этноса в быту и в рамках организаций (место работы, учебы и т.д.); в проявлении этно-корпоративности в бизнесе; в ориентации на этнически эндогамные браки


3. Конфликт и национализм

Понятие национализма имеет двойственное истолкование, как относимое: а) к гражданам государства, нации б) к этической группе. В виду указанного обстоятельства используются уточняющие определения типа «гражданский (государственный) национализм» и «этнический национализм». В научной литературе встречаются попытки разнести указанные понятия. При описании «национализма нации» иногда предлагается использовать понятия патриотизма, партнерства, соперничества, экспансии и т.д., а слово «национализм» использовать только для описания поведения членов этно-группы.

Как представляется национализм нации и этно-группы относятся к одному типу групповых установок. Национализм нации и этно-группы это специфическая групповая установка – система представлений, настроений и действий членов группы, направленная на сохранение или увеличение ресурсов этой группы, в том числе и за счет перераспределения некоторых ресурсов в пользу своей группы, ущерб другой группе. Под пассивным, оборонительным национализмом можно понимать установку на сохранение ресурсов, под активным, наступательным – установку на увеличение ресурсов.

Юрий Арутюнян с соавторами указывают: «понять причины конфликтов, исходя из какой-то одной теории, нельзя потому, что, во-первых, каждый конфликт имеет свою специфику, а во-вторых, казуальные основы их могут меняться в ходе эскалации конфликтов, особенно если они затяжные» [Арутюнян, 1999: 235]. В качестве единого подхода к пониманию причин конфликтов, как представляется, может быть рассмотрен ресурсный подход. Конфликты между сообществами, и внутри сообществ, всегда направлены на распределение ресурсов. Собственно конфликт есть поведение двух и более субъектов (индивидов или групп), направленное на распределение, перераспределение спорных ресурсов между ними. В случае с полиэтническим сообществом конфликт возникает в связи с настроениями перераспределить ресурсы в пользу определенных этно-групп.

Этно-группа может претендовать на все ресурсы на определенной территории, включая саму территорию, тогда национализм проявляется как особая политическая идеология, политическое движение. «Национализм, - пишет Эрнест Геллнер (1983), - это, прежде всего, политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать» [Геллнер, 1991: 8].


4. Этническая социализация

Социальное воспроизводство этно-группы осуществляется посредством этнической социализации. Существуют различные подходы к пониманию данного феномена, см., например: [Стефаненко, 2009]. При различных подходах к пониманию этно-социализации не всегда отражается общее понимание социализации, из которого оно выводится. До настоящего времени не существует как принятого, однозначного, общего понимания социализации, так и, соответственно, этно-социализации. Игорь Поздеев, например, описывает этническую социализацию как: «1. механизм самосохранения этноса, с помощью которого осуществляется его стабильность во времени посредством межпоколенной передачи и воспроизводства этнокультурной традиции; 2. процесс усвоения этнической культуры индивидом, в результате которого он сознательно отождествляет себя с определенной этнической общностью» [Поздеев, 2007: 14].

При самом общем понимании, социализация есть процесс включения индивида в систему общественных отношений, который реализуется посредством предписания ему и усвоения им социальных норм, социальных ролей и функций, вхождения в определенные социальные группы [Ильясов, 1988: 30]. Этническая социализация – это процесс включения индивида в систему этнических групп и межэтнических отношений.

Рис. 1. Схема процесса этнической социализации

Этническая ориентация – восприятие, понимание феномена этнических различий
? ?
? Этническая дифференциация
? ?
? Этническая идентификация окружающих
? ?
? Этническая самоидентификация
? ?
? Психологическое вхождение в этно-группу
? ?
? Усвоение норм «своего» этноса
? ?
? Выбор типов этнического поведения
? ?
? Освоение типов этнического поведения
? ?
Реализация личной модели этнического поведения

 

Этно-социализацию схематично можно представить как состоящую из следующих элементов: 

  •  Первичная этническая ориентация – восприятие, понимание факта существования феномена этнических различий.
  •  Этническая дифференциация – выделение эмпирических индикаторов этнической дифференциации: антропологические признаки, культура, обычаи, обряды, верования, одежда, уклад жизни, половозрастные роли и функции, и т.д.
  •  Этническая идентификация – определение расовой, этнической принадлежности окружающих.
  •  Этническая самоидентификация – отнесение себя к определенной этнической группе, восприятие себя членом данной группы.
  •  Начальное функциональное и морально-психологическое вхождение в определенную этническую группу.
  •  Интернализация всех или отдельных социальных норм «своей» этнической группы, включая концепты внутри этнического и межэтнического распределения ресурсов.
  •  Выбор личной модели этнического поведения.
  •  Освоение /присвоение определенных типов этнического поведения
  •  Реализация личной модели этнического поведения (см. рис. 1). 

Очередность этапов имеет в определенной мере условный характер, так как часть процессов могут в различные периоды жизни индивида в значительной мере наслаиваться или опережать друг на друга. Кроме того, на разных этапах жизни тот или механизм, элемент социализации, может вновь актуализироваться, в зависимости от изменений состояния социума или индивида. Процесс этнической социализации, как процессы социализации вообще, имеет непрерывный характер, при этом в нем быают интенсивные стадии.

Именно этническая социализация во многом задает характер межэтнического взаимодействия. Исходный элемент в ней, с точки зрения влияния на уровень национализма, это групповая самоидентификация субъекта и интернализованные концепты распределения ресурсов.


5. Детерминация национализма

Агрессия – крайняя форма конкуренции, поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов в свою пользу, связанное с причинением ущерба другому субъекту [Ильясов, 2000: 42]. Причина любой агрессии одна – чувство (отражающее реальность или внушенное) недостаточности ресурсов, страх перед тем, что может возникнуть или усугубиться ситуация дефицита ресурсов. То есть, по сути, причина агрессии – страх (обоснованный или необоснованный) дефицита ресурсов. Ресурсы – это все возможные властно-статусные, материальные, экономические и духовные (моральные, психологические) блага, то есть все объекты, свойства, обстоятельства, обладание и пользование которыми вызывает у субъекта позитивные чувства разных модальностей – комфорт, удовольствие, удовлетворение и т.д. Например, в случае с «чистой группой», ресурсом может быть психологический комфорт, получаемый от «чистого общения» (по Георгу Зиммелю). Ресурсное поведение – поведение, направленное на получение, сохранение и увеличение ресурсов.

Активность агрессии зависит от силы субъективных переживаний, связанных с представлениями о справедливости-несправедливости распределения ресурсов, интенсивности страха дефицита ресурсов и активности стремления защитить или перераспределить ресурсы.

Исходный побудитель национализма для отдельного индивида – ощущение им своей недостаточной конкурентоспособности в многоэтничном сообществе, вследствие того, что, как ему кажется, представители иного этноса более активно перераспределяют ресурсы общества в свою пользу. В случае, если эта «иная» этно-группа производит впечатление консолидированной, то именно она воспринимается в качестве субъекта, нарушающего справедливость распределения.

Мотивация каждого отдельно взятого националиста – стремление сохранить или увеличить свои личные ресурсы за счет:
1. корпоративной поддержки себя своей этно-группой, в том числе посредством прямого выделения некоторых ресурсов,
2. консолидации своей этно-группы в деле увеличения ее совокупной доли в общих ресурсах многоэтничного сообщества,
3. создания моно-этничной среды (государства).

В рамках «идеальной», т.е. моно-этничной среды, националист надеется увеличить свои личные ресурсы за счет справедливого распределения ресурсов внутри такого сообщества. Потому идеал «рядового» националиста – независимое моно-этничное государство, в котором распределение ресурсов осуществляется строго в соответствии с порядком, понятно и справедливо. Националист с лидерскими амбициями может быть мотивирован идеей более эффективного перераспределения части ресурсов в свою пользу внутри моно-этничного государства, вследствие личной, более высокой чем у соплеменников, конкурентоспособности. Это, в частности, проявилось в феномене пост-колониального ухудшения справедливости распределения ресурсов, проявившемся в ряде стран. В некоторых этно-группах, получивших суверенитет, властвующая группа распределяет ресурсы в свою пользу гораздо более несправедливым образом, нежели это происходило в колониальный период.

6. Типология межэтнических конфликтов

Существуют различные подходы к типологии межэтнических конфликтов, отраженные в различных публикациях, см., например: [Арутюнян и др., 1999; Стефаненко, 2009: 305-323]. Главной проблемой в данной сфере, как представляется, является вопрос выбора основания для классификации этнических конфликтов. Анализ существующих подходов позволяет выделить два главных основания для типологии этно-конфликтов: 1. «ресурсная база» - виды ресурсов, из-за распределения которых возникают межэтнические конфликты; 2) интенсивность конфликта.

Характер межэтнических отношений во многом зависит от соотношения конкурентных потенциалов конкурирующих групп. Основным показателем конкурентоспособности выступает доминантность, пассионарность этнической группы. Доминантность группы имеет эмпирические индикаторы – это «свойство увеличивать свою численность и расширять ареал обитания» [Ильясов, 2013: 173]. Контролируемая территория та, на которой данный этнос в существенной мере контролирует распределение ресурсов, то есть законодательную, исполнительную, судебную власть, финансы, промышленность, сельское хозяйство, СМИ, культуру, и т.д. 

В отношениях западных стран и их бывших колоний в последние годы произошел своеобразный «доминантный переход» – доминантность западных этносов падает, а бывших колоний и развивающихся стран – возрастает.

Можно выделить основные стратегии поведения субдоминантного этноса: 1. ассимиляция с доминирующим этносом; 2. групповая адаптация – развитие корпоративности, взаимопомощи членов этно-группы; 3. отчуждение – автономизация, сепаратизм, отделение. 

В табл. 1 описаны типы межэтнических отношений, идеологии, особенности ресурсного поведения этно-групп. В первой колонки приведен «ранг национализма», с возрастание ранга уровень национализма увеличивается.

 

Табл. 2. Типы и особенности межэтнических отношений

 
 

Ранг

Тип межэтнических отношений

Идеология

Особенности поведения

Ресурсное поведение

-1

Ассимиляция субдоминантного этноса

Установка субдоминантного этноса на идентификацию с доминирующим этносом.

Ассимиляция с доминирующим этносом.

Установка на получение ресурсов равных ресурсам членов доминирующего этноса.

0

Космополитизм

Отрицание смысла этнической дифференциации, отрицание этнической принадлежности как социально значимого дифференцирующего признака.

Отсутствие этнической самоидентификации, отсутствие влияния феномена межэтнических различий на общение с представителями разных этносов.

Отсутствие установки на распределение ресурсов по этническому признаку.

1

Интернационализм

Идеология полного морального, психологического равенства, дружбы и юридического равноправия этносов.

Дружеские, неконкурентные взаимоотношения между различными этно-группами.

Установка на равное распределение ресурсом между этносами.

2

Толерантность

Признание и уважение равных прав всех этносов.

Внешне уважительное отношение к другим этно-группам.

Установка на выравнивание распределения ресурсов между этносами.

3

«Корпоративный», бытовой национализм

Императивы корпоративной солидарности. Отдельные негативные этнические стереотипы и установки.

Корпоративная взаимопомощь. Проявление неприязни в публичном поведении по отношению к представителям иных этно-групп.

Склонность к перераспределению ресурсов в пользу своего этноса.

4

Национализм субдоминантного этноса

Представления о собственной исключительности, уникальности этно-группы. Идеология корпоративного единства и взаимопомощи.  

Противодействие различным видам экспансии – территориальной, демографической, экономической, культурной и т.д. Противодействие ассимиляции, этнофобия. Стремление к этно-изоляции (моно-этничности), автономизации, сепаратизму, самоопределению, отделению в самостоятельное государство.

Установка на активное, организованное перераспределение ресурсов в пользу своего этноса.

5

Национализм доминантного этноса

Концепт доминирующего этноса. Представления о превосходстве доминирующей этно-группы, «миссия» по отношению к субдоминантному этносу.

Осуществление различной экспансии – территориальной, демографической, экономической, культурной и т.д. Повышение численности этно-группы, увеличение контролируемой территории, ассимиляция субдоминантных этносов. 

Доминирующий этнос контролирует распределение ресурсов субдоминантного.

6

Шовинизм

Идеология превосходства одного этноса над другим.

Дискриминация и угнетение «неполноценных» этносов.

Доминирующий этнос изымает часть ресурсов у субдоминантного.

7

Фашизм, геноцид

Идеология генетически заданного расового, этнического превосходства.

Дискриминация, угнетение и уничтожение «неполноценных» этносов.

Доминирующий этнос изымает все ресурсы у субдоминантного.

 
 

 

Субдоминантный этнос может стремиться противодействовать ассимиляции, путем активной трансляции идей этнической исключительности и несправедливого распределения ресурсов, усиления на этой основе групповой сплоченности и взаимовыручки, культивирования ценностей и традиций своей группы, стремиться к сепаратизму и самоопределению, выделению в самостоятельное государство.

Национализм субдоминантой группы является по своей природе защитным, обороняющимся, он направлен на то, чтобы ресурсы, которые он рассматривает как «свои», не были бы перераспределены в пользу доминирующего этноса.

Доминирующий этнос непроизвольно ассимилирует, «растворяет в себе» субдоминантный. В таком контексте субдоминантный этнос может проявлять гегемонистский национализм.

 
7. Нация и патриотизм

Совокупность проживающих в одном государстве индивидов – нация, может описываться как «объединение людей, возникшее на основе общности центральной власти, территории, экономики, языка и осознания общности интересов, особенностей характера и культуры» [Ильясов, 1990: 79]. В случае с многоэтничным государством особую роль для консолидации нации имеет фактор общности интересов. Этот феномен возникает в том случае, если подавляющая часть граждан, представителей различных этно-групп, воспринимает существующую систему распределения национальных ресурсов справедливой как в отношении себя лично, так и в отношении своей этно-группы.

Патриотизм, как форма консолидации этносов в рамках единой нации, может рассматриваться как способ погашения этнических конфликтов в много-этничном государстве, если рассматривать его как идеологию и практику справедливого распределения ресурсов между гражданами и группами, включая этно-группы. То есть патриотизм можно рассматривать как приверженность определенному концепту распределения ресурсов. Задача патриотизма – усилить общегосударственную идентификацию, перевести основное идентификационное само-отнесение с уровня этно-группы на уровень государства. Индивид должен понимать, что эффективное увеличение его индивидуальных ресурсов напрямую зависит от увеличения совокупных ресурсов государства, существенная часть которых в итоге повышает потенциал его индивидуальных ресурсов.

Изначально этно-группа консолидируется для увеличения своих совокупных ресурсов, консолидированная этно-группа совершает определенные действия, направленные на их увеличение. При определенном уровне консолидации этно-групп между ними может возникать конкуренция за те или иные ресурсы, особенно властные. Этно-национализм усиливается в ситуации, когда этно-группа рассматривается ее членами как инструмент увеличения таких ресурсов как власть, деньги, престиж. Межэтническая напряженность увеличивается в том случае, когда членам этно-группы кажется, что эффективно увеличить свои личные ресурсы они могут исключительно за счет ресурсов своей мобилизованной этно-группы, особенно в ситуации ее доминирования над другими этносами. Потому задача государственной политики перевести групповую (межэтническую) конкуренцию в индивидуальную, то есть сделать так, чтобы большая часть населения понимала теоретически, и удостоверялась практически в том, что наиболее эффективно личные ресурсы могут быть увеличены не за счет использования ресурсов этно-группы, а за счет индивидуальной конкуренции в рамках всего государства.

 

Литература

Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1999. – 271 с.

Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс. 1991. – 322 с.

Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР». 2000. - 280 с.

Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением). Ашхабад: Ылым (Наука). 1988.

Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс. 2000.

Ильясов Ф. Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения. 2013. №1. С. 168-177.

Ильясов Ф. Н. Группа и групповое поведение // Социальные исследования. 2016. №1. С. 1–20.

Поздеев И. Л. Этническая социализация в доиндустриальном и современном обществе: опыт и проблемы преемственности (на примере удмуртского этноса). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН. 2007. – 229 с.

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 2009. - 368 с.

Handbook of the Sociology of Racial and Ethnic Relations. New York: Springer Science & Business Media, LLC. 2007. – 494 p. Доступно онлайн: http://www.pdfdrive.net/handbook-of-the-sociology-of-racial-and-ethnic-relations-d34332447.html на: 25.08.2017.

Wilson, F. H. Sociology of Racial and Ethnic Relations. Bryant, C., & Peck, D. L. (Eds.). 21st Century Sociology: A Reference Book. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2006. P. 237-246. Доступно онлайн: http://www.sagepub.com/leonguerrero3e/study/chapters/handbook_articles/Handbook%203.1.pdf на: 25.08.2017.

 

 

Causes and typology of ethnic conflicts
Farkhad Nazipovich Iliassov *
* - An independent researcher. PhD in «Applied Sociology»
 Email: [email protected]

 

Abstract
The article analyzes the causes and types of ethnic conflicts. Ethnic behavior is defined as the behavior of members of an ethno-group, aimed at preserving, increasing its resources and obtaining resources from this group. Nationalism of ethnic group is a specific attitude - a system of representations, moods and actions of members of an ethno group, aimed at preserving or increasing the resources of this group, including through the redistribution of some resources in favor of their group. Ethnic socialization is the process of including the individual in the system of interethnic relations and groups. The typology of interethnic behavior on the basis of resource behavior is described.

Keywords: sociology of ethnic relations; ethnic socialization, ethnic nationalism; ethnic conflict


References

Arutyunyan Yu. V., Drobizheva L. M., Susokolov A. A. Etnosotsiologiya Moscow: Aspekt-Press, 1999. – 271 p. (In Russ.)
Gellner E. Nations and Nationalism. Moscow: Progress. 1991. – 322 p. (Russ. ed.)
Denisova G. S., Radovel' M. R. Etnosotsiologiya. Rostov-n/D: OOO «TsVVR». 2000. - 280 p. (In Russ.)
Iliassov F.N. Udovletvorennost' trudom (analiz struktury, izmerenie, svyaz' s proizvodstvennym povedeniem) [Job satisfaction – analysis of the structure, measurement, work-related behavior]. Ashgabat, Ylym, 1988. 100 p. (In Russ.)
Iliassov F.N. Politicheskii marketing. Iskusstvo i nauka pobezhdat' na vyborakh [Political marketing. The art and science to win elections]. Moscow, IMA-press, 2000. 200 p. (In Russ.)
Iliassov, F.N. Need for children and reproductive behavior. Monitoring obshchestvennogo mneniya [Monitoring of public opinion]. 2013, no. 1, pp. 168-177. (In Russ.)
Iliassov F. N. Group and group behavior. Sotsial'nye issledovaniya [Journal of Social Research]. 2016. No.1. P. 1–20. (In Russ.)
Pozdeev I. L. Etnicheskaya sotsializatsiya v doindustrial'nom i sovremennom obshchestve: opyt i problemy preemstvennosti (na primere udmurtskogo etnosa). Izhevsk: UIIYaL UrO RAN. 2007. – 229 p. (In Russ.)
Stefanenko T. G. Etnopsikhologiya: Uchebnik dlya vuzov. M.: Aspekt Press. 2009. – 368 p. (In Russ.)
Handbook of the Sociology of Racial and Ethnic Relations. New York: Springer Science & Business Media, LLC. 2007. – 494 p.
Wilson, F. H. Sociology of Racial and Ethnic Relations. Bryant, C., & Peck, D. L. (Eds.). 21st Century Sociology: A Reference Book. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2006. P. 237-246.

Journal of Social Research

1 Так, в частности, могут использоваться определения типа: «этнический русский», «этнический немец», по отношению к лицам, даже не владеющим соответствующим языком и не включённым в культуру этноса.

© Автор

ISSN 2500–0020

 

Наверх 

 

На главную