ФАРХАД ИЛЬЯСОВ | ПУБЛИКАЦИИ | |
Главная Книги Статьи |
Статус группы и цены на брачном рынке в регионах с покупным браком (калымом)
Феномен покупного брака - явление уникальное как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики ценообразования. Уникальность заключается, в частности, в том, что представители одной половой группы платят представителям другой за совершение акта, в котором оба одинаково заинтересованы. Причём в одном случае платит мужчина (калым), в другом - женщина (приданое). Можно предположить, что платит та половая группа, которая имеет (или в историческом прошлом имела) более высокий статус. Исходя из принятой гипотезы о влиянии статуса группы на экономическое поведение и цены, рассмотрим механизмы и факторы ценообразования на брачном рынке. "Человек без цели - глина, без любви - осёл" - гласит туркменская пословица. Однако, если целью человека является брак без любви, то кто же он тогда?! Калым и любовь - совместимы ли они? "Несовместимы", - ответили 46,8% опрошенных[1 ]; -61- противоположной точки зрения ("совместимы") придерживаются 8,5%. 28,3% полагают, что в жизни обстоятельстве складываются по-разному. То есть, несмотря на "гуманизацию" покупного брака (больший учёт мнений "молодых" и т.д.), упомянутое выше противоречие проявляется ещё достаточно сильно. Материалы проведённого нами опроса показали, что в 1988- 89 гг. в республиках Средней Азии, Азербайджане и Казахстане в среднем 68,2% браков заключались с уплатой калыма. Суть проблемы, конечно, не в распространённости данного обычая и, может быть, не столько в том, что размер калима представляет собой далеко не символическую сумму (в среднем по региону около 42-х среднемесячных зарплат), а в тем, что покупной брак является отражением (частью и содержанием) сложных социальных процессов, протекающих в регионе. Как возник калым и каково его социальное содержание? Исчерпывающих ответов на эти вопросы пока нет. "Путь, которым шло развитие брачных уз, - заметил как-то Ч. Дарвин, - дело тёмное" [14]. Надо признать, что и сейчас, спустя век с лишним, приведённая оценка сохраняет свою состоятельность. Можно выделить некоторые из причин, сдерживавших разработку указанной проблемы в СССР. Из крупных исследователей брака прошлого столетия - И. Баховена, Дж. Мак-Ленона и Л. Моргана - Ф. Энгельс отдал предпочтение последнему, приняв его концепцию по сути всецело. -62- Поэтому так получилось, что в итоге моргановская концепция эволюции брака в советской литературе стала называться энгельсовской (несмотря на все ссылки Ф. Энгельса на Л. Моргана) и, соответственно, почитаться единственно верной, а посему окончательной. Данное обстоятельство привело к тому, что в СССР теория брака разрабатывалась довольно робко ("уже все сделано"!) и удовлетворительной концепции мы сегодня не имеем. Одним из следствий указанного положения дел является отсутствие до настоящего времени однозначного понимания такого феномена, как покупной брак. Примечателен в этом отношении тот факт, что на текущий момент самой крупной работой в этой области остаётся монографическое исследование К. Каутского [34]*.
Таким образом вопрос об эволюции брака не исследовался, потому, что исследование его как бы считалось законченные. Известно, что моргановская концепция, которую разделял Ф. Энгельс, была однолинейной. Тот же факт, что К. Каутский выступил с концепцией двулинейной эволюции брака, уже само по себе порой расценивалось как критика марксизма. Понятно, что на этом фоне, в смысле новотворчества, советские исследователи старались быть сдержаннее. Запрет лежал и на тесно связанной с социологией брака области - социологии пола. Педагог нации № 1 А. С. Макаренко недвусмысленно указывал: "В совершенно здоровой семье и в совершенно здоровом обществе половые проблемы просто не возникают" [47]. В 1937 г. (год публикации цитируемой работы) это звучало особенно убедительно. Поэтому в социологии брака не мог исследоваться феномен, который К. Каутский называл "половая цело брака". Впрочем, что касается калыма, то он не исследовался в СССР и по другой причине - считалось, что его в стране кет. "Мы знаем, - констатировал А.С. Макаренко, - что в некоторых странах происходит настоящая продажа и покупка женщин... Октябрьская социалистическая революция уничтожила все эти безобразные пережитки классового общества" [4б]. -63- Хотя, вопреки цитированному выводу, калым и сохранился, но за последние десятилетия ситуация в этой сфере изменилась во многих, если не во всех аспектах. Однако это в значительной мере интуитивно постигаемое положение нуждается, несомненно, во всяческой ревизии. Какие же силы и противоречия являются тем движущим принципом развития, который и детерминирует эволюцию брачных отношений? В качестве одной из противодействующих пар К. Каутский описывал следующую: "...коммунистический инстинкт, требующий, чтобы женщина была общей собственностью, должен бороться с инстинктом индивидуалистическим, который стремится к монополизации объекта любви" [4, с. 47]. Это что касается детерминанты психологической. В качестве же основной социальной причины он видел межполовое разделение власти. Для краткости и наглядности изложения мы представили концепцию К. Каутского в виде схемы, в которой отражены основные этапы и последовательность брачной эволюции. Следует отметить, что в работе К. Каутского этой схемы нет - она реконструирована с учётом возможного развития некоторых его логических посылок (см. рис. 3). На первом этапе брачной эволюции, по мнению К. Каутского (см. схему), существовало равноправие полов, что приводило к соответствующим формам брака: свободная моногамия ("парный брак", "гетеризм"), свободные групповые браки (в том числе добровольные полигиния и полиандрия, клубный брак). Правда мы склонны согласиться с мнением Ч. Дарвина, полагавшего, что первым этапом в эволюции является "статусный брак", то есть когда статус индивида в первобытной орде полностью предопределяет его брачный статус, наподобие того, как это происходит в сообществах приматов. На втором этапе, при доминировании одного из полов, возникает принудительная моно- и полигамия. На этом этапе зарождаются две линии эволюции брака и, соответственно, две линии развития человеческой цивилизации. — 64 -
Рис. 3. Схема эволюции брака в зависимости от межполового разделения власти в социуме по К. Каутскому (реконструкция) -65- Третий этап характеризуется тем, что доминирование одного пола перерастает, по мере развития данного социума, в господство. Господство женского пола (одна из линий эволюции брака), порождая матриархат, приводит к принудительной полиандрии и моногамии. Основными формами (элементами) бракосочетания становятся умыкание (похищение) жениха или его покупание. Вторая линия эволюции брачных отношений (см. рис. 3) связана с господством мужского пола. Оно приводит к патриархату, где основными формами соединения партнёров становятся хищнический (умыкание) и покупной браки. В этих условиях существуют принудительные полигиния и моногамия. На четвёртом этапе брачной эволюции, в условиях демократического общества, подразумевается восстановление равноправия полов, что, соответственно, приводит к одновременному существованию различных форм брака: свободная моногамия у свободные групповые браки. На наш взгляд, в целом описанная концепция эволюции брака К. Каутского выглядит вполне логично. Однако в ней есть существенный недостаток - не дано сколь-либо убедительного объяснения (описания) причин, приводящих к доминированию, а затем к господству того или иного пола. Так, в частности, вслед за некоторыми другими исследователями причиной матриархата К. Каутский считает (на определённом этапе развития общества) возможность установления родительства только по материнской линии. Хотя, по всей видимости, в таком объяснении причина и следствие меняются местами. Вместе с тем, касательно этой части проблемы есть воззрения, по нашему мнению, более обоснованные. Сошлёмся на работу А.М. Коллонтай [38]*. В ней, в качестве исходной посылки, принимается положение о том, что первое разделение труда в человеческом обществе - это межполовое разделение, заданное в определённой степени биологически обусловленными психофизиологическими различиям между мужчиной и женщиной. В условиях первобытных племён женщины, как правило, специализируются на (* Коллонтай А.М. Положение женщин в связи с эволюцией хозяйства. М., 1921.) — 66 – сборе съедобных плодов и растений, а мужчины - на охоте. В зависимости от условий среды обитания, или сбор плодов, или охота дают более стабильное жизненное обеспечение. В соответствии с этим пол, специализирующийся на более эффективной трудовой деятельности, начинает занимать доминирующее положение в социуме. Женщины доминируют в ландшафтах, позволяющих обеспечивать более устойчивое добывание пищи за счёт сбора съедобной флоры, мужчины - в природных условиях, способствующих высокоэффективной охоте. Впоследствии женская специализация по сбору плодов эволюционирует в земледелие, а мужская охота превращается в скотоводство. Затем, по мере дальнейшего развития, в зависимости от той же среды обитания, происходит начальная специализация примитивных племён - возникают (вследствие доминирования того или другого вида труда) племена с системами хозяйства двух типов: "земледелие-охота" и "скотоводство-сбор флоры". В земледельческих племенах женский пол, занятый земледелием, являясь основным производителем и распорядителем благ, начинает занимать господствующее положение по отношению к мужчинам» - возникает матриархат. В племенах, где скотоводство является ведущим способом жизнеобеспечения, занимающийся им мужской пол господствует над женским, - возникает патриархат. Далее можно предполагать следующее*. По мере развития орудий земледельческого труда и уменьшения эффективности охоты, племена с системой хозяйства "земледелие-охота" практически полностью становятся земледельческими (с отдельными элементами скотоводства). В такой ситуации мужчины переходят к земледельческому труду, вытесняя женщин на "подсобные" работы. Вследствие описанной смены трудовых ролей мужской пол начинает занимать доминирующее положение в системе хозяйства и прежде матриархальное сообщество становится патриархальным (назовём его неопатриархальным). {* Здесь мы развиваем приведённую точку зрения, хотя, понятно, есть и другие концепции, см. например, [6] и др.} — 67 – Однако если в традиционно патриархальном обществе формы бракосочетания остаются неизменными (умыкание и калым), то в рамках перехода от матриархата к неопатриархату происходит эволюция - покупание жениха трансформируется в приданое невесты. Обряд же умыкания жениха лишь оставляет свои следы в ряде народных свадебных обрядов и в фольклоре (в частности, в былинах) [80, с. 706-708]. Итак, подведём некоторые итоги теоретического анализа. В соответствии с точкой зрения К. Каутского основной детерминантов эволюции брака является межполовое разделение власти По мнению А. М. Коллонтай, указанное доминирование в свою очередь предопределяется ролью того или иного пола р системе хозяйства . Таким образом, экономическое господство пола приводит к господству политическому, моральному и т.д. Некоторые описанные этнографами обряды* можно интерпретировать как остатки сексуального "господства" женщин. Значит есть основания предполагать, что в рамках матриархальных культур женщины были инициаторами полового взаимодействия, активной стороной. Следовательно, процесс "ухаживания” мог иметь, если не совершенно противоположный, то весьма отличный от патриархального вид, хотя его, может быть, и сложно себе представить. К этому следует добавить, что анализ типологии мужской и женской сексуальности та также даёт для подобного предположения определённые основания. {* Приведём один пример: "На юге острова Киривина и острове Вокута женщины, занимающиеся коллективной прополкой, имели право напасть на любого замеченного ими мужчину, если он не был жителем их деревни. Право это осуществлялось женщинами, как отмечает Б. Малиновский, с рвением и энергией. Передать подробности нападения не представляется возможным. Отметим лишь, что женщины, заметив мужчину, сбрасывали с себя одежду, нагими набрасывались на него, подвергали насилию и совершали над ним непристойные действ я’ [б, с. 133]. См. там же, с. 136-137.} -68- Теперь о возникновении и эволюции платного брака. В условиях равноправия полов, естественно, никакой платы нет, - проиллюстрируем это этнографическим описанием примитивного индейского племени. "Если, например, молодой человек увидит девушку, которая понравилась ему, он дарит ей маленькую чашечку или корзинку, сплетённую из нитей питы. Если она примет этот подарок, то это значит, что его предложение принято. В таком случае она даёт ему взамен раскрашенный головной убор, собственноручно приготовленный ею. Затем они живут вместе без всяких дальнейших церемоний” (цит. по [4, с. 26]). Причём известны также племена, в которых с брачной инициативой может выступать девушка*. Таким образом, в условиях, близких к равноправию полов, обряд бракосочетания осуществляется в виде эквивалентного дарообмена. {*Л. Морган описывает следующий обычай: "...девушка, которой понравился молодой человек, может обратиться к нему с секретным посланием, содержащим вопрос: хочешь добывать для меня еду? - что представляет собой брачное предложение" [5З, с. 338]. } Здесь может возникнуть вопрос - почему в виде дарообмена, почему бы брачующимся "просто так" не договориться? Видимо, ответ кроется в склонности человека, а особенно примитивного, к обрядам и ритуалам. Они, являются "осязаемыми" регуляторами поведения и к тому же придают действиям особую глубину и смысл. Договор, заключаемый в форме некоторого ритуала, если он к тому же "обременён" определённым этикетом, всегда кажется (а часто и является) более прочным и достоверным, нежели простое устное согласование (хотя и в последнем случае стремятся "ударить по рукам"). В ситуации, когда какой-либо пол начинает занимать доминирующее положение, обряд бракосочетания осуществляется в виде неравного дарообмена. Доминантный пол, занимающий главенствующую позицию в системе хозяйства, а значит и в сообществе в целом, является более "богатым" и, следовательно, в ситуации -69- брачного дарообмена преподносит больше - пропорционально своему экономическому положению. То есть относительно своего экономического состояния брачующиеся стороны осуществляют равный дарообмен, в абсолютном же выражении дары не равны друг-другу, как и в какой мере не равны состояния сторон (пола мужского и пола женского). Таким образом, на стадии доминирования одного из полов бракосочетание сопровождается или осуществляется в виде неравного, но пропорционального дарообмена. Кроме того, доминирование следствием или, вернее, непременным условием имеет подчинение. В сфере брачных отношений это означает, что относительно субдоминантного пола начинает применяться принуждение к вступлению в брак. Данное обстоятельство приводит к необходимости выработки (формирования) особых манипуляций, предназначенных указанное принуждение закреплять в виде символического действия - ритуализованного и обязательного. Так собственно и завершает своё становление обряд бракосочетания - специальная процедура, наделённая магической силой соединять судьбы мужские и женские. Затем, в ситуации господства одного из полов, магическая сила брачного обряда увеличивается силой обычного права, все более сакрализуется и закрепляется светским правом. Вместе с тем, как мы отмечали ранее, "половое" господство есть результат развития производительных сил, что имеет следствием и развитие товарно-денежных отношений. В условиях экономического рынка принуждение подчинённого пола к вступлению в брак осуществляется в виде акта купли-продажи, так как экономическое господство подразумевает отношения собственности. "В покупном браке, - говорит К. Каутский, - дело идёт только о приобретении собственности, поэтому размеры прав мужа на обладание женою здесь часто зависят от величины выкупа, уплаченного за неё. У арабов-гассани, живущих в Нубии, число дней в неделе, в продолжении которых жена обязана быть верной своему мужу, зависит от числа голов скота, уплаченного им за неё" [4, с. 15]. -70- Господствующий пол получает возможность обладать подчинённым полом на правах собственника. Поэтому в условиях матриархата жена получает возможность покупать себе мужа (мужей), а в условиях патриархата мужчине может покупать жён (жену) в той мере, в какой этому соответствуют возможности, желания, а также соображения нравственности и престижа. Так возникает покупной брак. Но содержание его, естественно, не исчерпывается регулированием межполовых экономических отношений. Патриархальное общество - это общество тотального нормирования и регулирования индивидуального поведения. Естественным образом в таком обществе патриархальные структуры (вождь, клан, отец) отправляют и регулируют все действия, входящие в структуру бракосочетания: Следовательно, покупной брак выходит за рамки взаимодействия брачующихся, а включает в себя взаимодействие тех патриархальных структур, которые участвуют в процессе бракосочетания. Из сказанного следует, что покупной брак - это и регулятор родо-племенных отношений со всей их сложной спецификой и историей. Таким образом, калым это функция двух социальных феноменов: 1) межполового разделения власти (экономической, политической и т.д.); 2) взаимодействия патриархальных структур. С включением женщины в общественное производство в новое время происходит постепенный переход (возврат?) к равноправию полов. А.М. Колонтай отмечала: "Уж на что женщина бесправна у киргизов, башкир, калмыков, этих современных кочевников, где ещё сохранились прежние, почти первобытные формы хозяйства, но стоит семье башкирской или киргизской перейти на оседлую жизнь в городе, а женщине-киргизке пойти на заработки, - и смотришь, власть владыки-мужа на глазах слабеет…” [38, с. 12]. -71- Эта зависимость носит универсальный характер: "... если у замужних женщин... экономические возможности улучшаются, это тоже отражается на их внутрисемейном статусе, о чем свидетельствует быстрое исчезновение патриархальной власти в семьях некоторых важных групп иммигрантов в Соединённых Штатах" [8, с. 172]. Собственно, весь сыр-бор вокруг калыма разгорелся из-за его размера. Действительно, хватало бы на эту процедуру червонца, - проблемы, надо полагать, не было бы. Будь сие действо символическим и не несущим никакой реальной социальной нагрузки, вероятно, не стали бы уже в первые годы советской власти объявлять его вне закона, а людей сажать в тюрьму. Брачный выкуп приобретает статус важного социального механизма, лишь "облекаясь в плоть" больших денег. По материалам нашего опроса средняя цена невесты в регионе составила 42,4 среднемесячных зарплаты. Много это или мало? С точки зрения молодого человека, достигшего модального возраста вступления в брак и поставленного перед вопросом, где взять такие деньги, - эта сумма огромна. Особенно, если учесть, что плюс к этому сторона жениха тратит на проведение свадьбы около 20 средних зарплат. Но каковы канонические установки ислама по этому поводу? Средневековые источники донесли до нас: "десять дарагимов - самый меньший размер вена по закону" [77, с. 174].Нам не удалось найти в энциклопедиях и словарях объяснения - сколько серебра или золота содержала названная денежная единица. Впрочем, даже определи мы это, всё равно вопрос о сопоставимости величин мог быть решён весьма и весьма приблизительно. Правда, для некоторого "морального" сравнения можно указать, что 10 дарагимов - "это самая малая ценность, за кражу которой закон наказывает отсечением члена" [77, с . 175]. Решение проблемы сопоставления веков 7-го (возникновение ислама) и 20-го, на наш взгляд, оказывается возможным, если в поисках метода измерения, а, вернее, соизмерения, мы обратимся к наследию английской классической политэкономии. Имеются в виду основы трудовой теории стоимости, разработанные А. Смитом, где в качестве шкалы соизмерения выступает труд, точнее, рабочее время. -72- Пророк Мухамед, не будучи, естественно, политэкономов а, вероятно, в силу существовавших в тогдашней Аравии обычаев, использовал именно этот критерий. В описании бракосочетания Мусы (Моисея) содержание брачного договора, оглашаемого отцом невесты, в коранической редакции выглядит так: "Я хочу тебя женить на одной из этих моих дочерей с тем, что ты наймёшься у меня на восемь лет" (Коран, [4; 27]), Таким образом, "цена невесты" в соответствии с "книгой книг" составляет количество рабочего времени, содержащегося в 8 годах. Конечно, предлагаемые ниже расчёты весьма приблизительны, но, тем не менее, могут дать определённый материал для сопоставления. Возьмём в качестве точки отсчёта среднюю зарплату по региону за 1988 г. Если из неё вычесть подоходный налог и обязательные профсоюзные взносы, то мы получим около 200 рублей. Учитывая, что отец невесты должен был кормить и одевать Мусу, необходимо вычесть из полученных 200 руб. сопоставимую сумму. Будем основываться на мнении тех экономистов, кои полагали, что прожиточный минимум в СССР в это время составлял 100 руб. Таким образом, мы получим, что для выплаты (отработки) калыма остаётся 100 руб. Если эту сумму умножить на 12 месяцев, а потом на восемь лет, то сумма брачного выкупа составит 9600 руб. (или 48 средних зарплат). Сравнивая полученную сумму с выявленной в результате опроса – 8 476 р. (42,4 средние зарплаты), приходим к выводу, что реальная и императивная величина денег вполне (с учётом ошибки измерения) сопоставимы. И "правоверные мусульмане» в полной мере выдерживают "классические" каноны брачного ценообразования, хотя, судя по всему, и не подозревают об этом. Однако обнаружить наличие некоторой закономерности (если это не простое совпадение) ещё ни в коей мере не значит объяснить её. Почему именно 8 лет во времена Мухаммеда отрабатывали за жену, остаётся в высшей степени неясным. Если принять в качестве "нормальной" продолжительность -73- жизни мужчины равной 63 годам, а возможным началом трудовой деятельности полагать 16 лет, то получим максимальный трудоспособный период равный 45 годам. Отсюда получается, что цена невесты равна почти 1/6 части трудоспособного возраста мужчины, или около 1/8 части всей его жизни. Впрочем, если попробовать разбить остальные части трудоспособного возраста на прочие "пожизненные" затраты, то мы будем иметь некоторую "калькуляцию жизни"» где в качестве цен будут фигурировать отдельные доли земного срока. Рассмотрим теперь более подробно ценообразующие факторы, в соответствии с которыми формировалась классическая брачная калькуляция. Фактор 1 – “прецедент": "женщине приличествует такое вено, какое обыкновенно даётся женской родне по отцовскому колену" [7 , с. 197]. Фактор 2 - соотношение статусов племён жениха и невесты. Правомерность использования этого фактора обосновывается следующими соображениями: "стоимость предмета может быть определена лишь принятием в соображение достоинства разряда, к которому он относится" [77, с. 197), при этом, однако, предпочтение отдаётся случаю с равными, статусами, так как "желательными последствиями брака, каковы: брачное соитие, общение и дружба, могут в полной мере пользоваться лишь лица, равныя между собою" (там же, с. 166). Характерная деталь - женщина не должна вступать в брак с мужчиной, социальный статус которого ниже её, - это "бесчестие" (там же). Далее, при определении выкупа девушки сравниваются между собой по следующим факторам: 3 - возраст, 4 - красота, 5 - богатство, 6 - ум, 7 - добронравие. -74- Принимаются во внимание и 8 - место жительства, и 9 - "обстоятельства" (смутные и трудные времена в сравнении со спокойными и мирными). Наконец, фактор 10: "Кроме того, по мнению лиц, сведущих в законах, следует также принимать в расчёт равенство в отношении девственности, так величина вена различна для девственницы и для сайибы" (там же). Мы так подробно перечислили факторы, влияющие на размер выкупа, потому что все они и поныне сохранили своё влияние. Правда, соотношение статусов племён (родов) жениха и невесты теперь имеют меньшее значение? В нашем исследовании мы не ставили себе целью глубоко анализировать влияние различных факторов на размер калыма. Поэтому приведём здесь самые общие данные. В ответ на вопрос о том, какие качества девушки увеличивают размер калыма, были отмечены следующие три фактора: первый - "умение вести хозяйство" (указали 39,0% опрошенных; максимальное значение этому фактору предают таджики - 52,5%). Вторым качеством, влияющим на цену, оказалась "красота, внешний вед" - 31,9% (наибольшее влияние данный фактор имеет у азербайджанцев - 47,7%). Третьим было отмечено такое свойство, как "репутация семьи" (28,3%; наиболее значимым оно оказалось у казахов - 41,7%). Что касается девственности, то она оказалась на шестом месте после "высшего образования" (24,4%)* и "морально-психологических качеств" (18,6%), получив 11,6% голосов. При этом максимальное значение указанного показателя оказалось в Казахстане (21,6%). Правда, сравнительно низкий рейтинг девственности может объясняться тем, что данная особенность невесты является сама собой разумеющейся для региона. {* Возможно, в силу того, что опрос проводился среди студентов университетов, вес данного фактора оказался значительно больше, чем у всего населения региона в целом.} -75- ”Восток рассматривает её (женщину – Ф.И.),- отметил Каддафи,- как предмет купли-пропажи" [28, с. 129]. Попытки изменить подобное положение административными методами предпринимались не раз и до революции, и в первые годы после неё [65]-; Однако такого репа мероприятия оказывались малоэффективными. Решить проблему могло лишь изменение экономического статуса женщины. Таким образом, из проделанного анализа следует, что главным фактором в покупном браке является статус половой группы, - пол, имеющий более, высокий экономический статус, покупает, имеющий более низкий "продаётся". Однако известно, что размер вена (то есть цена невесты или жених) имеет весьма значительные колебания. Рассмотрим характер и причины этих колебаний на примере калыма. Результаты исследований выявили весьма существенную разницу в величине калыма между республиками: от 21 среднемесячной зарплаты* в Киргизии по 90 з/п в Туркмении (средняя величина по региону составила 42,4 з/п). Почему же е Туркмении калым в 4,3 раза больше чем в Киргизии? {* Далее среднемесячная зарплата будет обозначаться сокращённо: "з/п".} Пожалуй, главный фактор здесь - это степень замкнутости (открытости) границ брачного рынка. По прочности эндогамных барьеров исследуемые республики можно разбить на три группы (см. табл. 3). Первая группа - сильная эндогамия - представлена единственно Туркменией, где размер калыма значительно больше, чем в других республиках. Вторую группу образуют республики со средней силой эндогамии, здесь брачный выкуп колеблется в пределах 32-40 з/п. И наконец, в третью группу (слабая эндогамия) входят Казахстан и Киргизия (калым около 21 з/п), (см. табл. 3). Степень эндогамии задаётся силой, действенностью моральных предписаний, регулирующих выбор брачного партнёра. Если данное положение описать в терминах нормативного повеления» -76- то можно сказать, что степень эндогамии есть производное от меры жестокости поведенческих стандартов, свойственных; той или иной социальной группе (общности). Таблица 3. Степень эндогамии и величина калыма
Итак, если первым ценообразующим фактором в покупном браке является статус половой группы, в соответствии с которым решается вопрос, "кто продаёт и кто покупает", то в качестве второго можно выделить стандарты брачного поведения свойственные той или иной социальной общности. Таким образом, мы ответили на вопросы: почему в покупном браке платит определённый пол и почему в одних республиках плата выше, чем в других. Теперь рассмотрим причину дифференциации брачных цен в рамках одной республики. Наиболее показательна в этом отношении Туркмения - здесь самый высокий калым (90 з/п) и самая большая дисперсия этого признака (среднее квадратическое отклонение составило около 70 з/п). -77- Цены на невест внутри Туркмении дифференцируются в зависимости от их принадлежности к той или иной социальной общности (см. табл. 4). Цена русскоязычной невесты равна нулю. Следующими по цене идут невесты, принадлежащие к исламским и тюркоязычным народам (10-20 з/п). Далее калым резко повышается по мере уменьшения социальной общности (рынка) - от 90 з/п по республике до 175 з/п в рамках локально-территориальной элиты. Каждый из выделенных типов социальной общности представляет собой одновременно тип брачного рынка. По мере того как жених, в разной мере нарушая социально-психологические нормативы, переходит ко всё более обширному рынку, цена на невесту уменьшается, достигая нули за пределами традиционных рамок. Происходит это вследствие того, что по мере перехода к более обширному рынку предложение невест меняется в пользу жениха. Если в рамках аула он может сталкиваться с предложением, например, десяти невест по стандартным для аула ценам, то в рамках всего этноса предложение возрастает количественно и увеличивается дисперсия цены. Здесь многое зависит от того, с какой социальной общностью (группой) жених себя идентифицирует в рамках брачного поведения. Однако бывает, что жених выходит за пределы национального и даже конфессионального рынка, руководствуясь только критерием цен. Подытожим результаты анализа покупного брака. Платит за брачного партнёра та социальная группа, которая имеет (или в историческом прошлом имела) более высокий экономический статус. Дифференциация брачных цен зависит от двух факторов. Первый - сила стандартов брачного поведения, свойственная определённой социальной группе. Данный показатель мы можем интерпретировать как потребительную стоимость невесты - так как он задаёт "меру желания" приобрести невесту из конкретной социальной общности. Второй дифференцирующий фактор - величина предложения невест на различных брачных рынках. Последний фактор, по сути, является меновой стоимостью невест. Таким образом, не смотря на всю свою специфичность, ценообразование -78- на брачном рынке подчиняется общим принципам изложенным выше. Таблица 4. Связь между типом (размером) социальной общности и ценой невесты в Туркменистане
* Средние значения.
С позиций разрабатываемого нами подхода - статусной теории цены, важно обратить внимание на следующее обстоятельств. Субъекты социальных общностей, в соответствии со своими системами ценностей, формируют специфическую статусную шкалу - ранжируют социальные группы с точки зрения желательности бракосочетания. Эта шкала и задаёт основной алгоритм брачного ценообразования (см. табл. 4). В случае с калымом отчётливо видно, что статус группы является ключевым ценообразующим фактором. Говоря о роли статуса группы в процессе ценообразования, необходимо оговорить ещё один важный момент, если в качестве большой социальной группы рассматривать нации, то надо признать, что статус нации также является значимым фактором ценообразования. Исходя из анализа проблемы и имеющихся разработок [13; 33; 36; 69] нацию можно определить как объединение людей, возникшее на основе общности центральной власти, территории и экономики, языка и осознания общности интересов, особенностей характера и культуры (см. подробнее [21]). В качестве одной из форм экономического поведения допустимо выделить и национализм. Основываясь на методологи, разработанной Г.В. Плехановым и имеющихся подходах (например: [33; 67; 76, с. 417]), мы определяем национализм как систему представлений, настроений и действий, направленную на большее удовлетворение интересов (потребностей) данной нации в ущерб яругой. Можно говорить об экономическом статусе нации, описывая его через такие показатели как национальный доход, производительность труда и др. Соотношение экономических статусов наций важный фактор ценообразования в рамках глобального подхода к феномену цены. Мы не будем здесь рассматривать проблему связи статуса нации с ценами, а упомянули её для отражения целостности подхода к анализу соотношения "статус - цена”. 1 Исследование проведено Отделом философии и права АН Туркменской ССР в 1988-89 гг. под руководством автора. Сбор эмпирической информации проводился в 1988-89 учебном году методом аудиторного анкетирования среди студентов коренной национальности старших курсов столичных университетов Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Общий объём выборки n=2516, при примерно равных квотах по республикам. Использовалась четырёхступенчатая квотная выборка.
|